У Лукашенко уже был английский имиджмейкер - лорд Тимоти Белл. Белорусские власти пригласили этого "гуру от пиара", работавшего на Маргарет Тэтчер и Бориса Березовского, взяться за улучшение внешнего имиджа "диктатора". Контракт с ним действовал всего год, и для многих осталось загадкой, чем же остался недоволен Лукашенко.
В действительности Белл сделал все, чтобы улучшить имидж белорусского лидера. Он организовал ему интервью с такими медиамонстрами, как The Financial Times, The Wall Street Journal, The New York Times и другими. Благодаря его усилиям Белоруссия получила возможность поучаствовать в перспективной программе Евросоюза "Восточное партнерство".
- Россия отпугивает от Лукашенко верных людей - они могут предать президента
- СМИ: Лукашенко распорядился опубликовать компромат на Путина
По некоторым данным, первого лорда Лукашенко порекомендовал Березовский. Белл честно признался, что на контракте заработал миллионы. "По какой статье госбюджета проходили эти расходы, неизвестно", - вспоминают теперь белорусские оппозиционные СМИ. Летом 2008 года Белл оптимистично заявлял, что грядущие парламентские выборы в стране будут признаны Западом. Однако иностранными наблюдателями и аналитиками ни проведение голосования, ни его итоги одобрены не были. Даже такой выдающийся пиарщик, как Белл, не сумел сделать невозможное.
Теперь Лукашенко решил изменить имидж белорусской экономики. Но вместо реальных подвижек в сфере экономики он решил пойти проторенной дорожкой. Сегодня главная проблема Белоруссии - отсутствие инвестиций. Их привлечением и займется Чадлингтон. В глазах западного капитала страна с социалистической структурой управления и авторитарным режимом должна стать привлекательной. Новый лорд уже выступил по белорусскому телевидению и уверенно заявил, что знает, как добиться нужного результата.
Впрочем, скептически настроенные эксперты считают, что и Чадлингтон продержится недолго. У него самого не слишком впечатляющая репутация. Наиболее известным эпизодом его карьеры было увольнение в 1997 году с поста директора Британской королевской оперы. За два года даже при финансовой поддержке государства Чадлингтон умудрился довести ее до разорения. Скептики полагают, что та же участь ждет остатки белорусской промышленности под мудрым пиар-управлением британского лорда.
Напомним, в последнее время между предполагаемыми союзниками - Белоруссией и Россией - разгорелась настоящая информационная война. Как отмечает британский журнал The Economist, за последние недели эти авторитарные режимы разоблачили авторитаризм друг друга и с помощью государственных СМИ начали атаку на отсутствие свободы слова у противника, передает "Хартия'97".
Боевые действия вспыхнули три недели назад, когда Москва и Минск поспорили о ценах на газ, и Александр Лукашенко чуть не отказался от Таможенного союза между его страной, Россией и Казахстаном. В конечном итоге договор о союзе был подписан 5 июля. Сначала телеканал НТВ показал документальный фильм "Крестный батька", в котором Лукашенко обвинили в установлении диктата в стране и физическом устранении неугодных. В ответ белорусское телевидение предоставило эфир президенту Грузии Михаилу Саакашвили, который в интервью негативно отозвался о внешней политике России.
К информационной войне против Лукашенко на прошлой неделе подключились Первый канал и телеканал "Россия". В минувший вторник газета "Республика", которая является официальным органом совета министров Белоруссии, опубликовала части доклада Бориса Немцова "Путин. Итоги. 10 лет". Доклад сопровождался острыми комментариями журналистки Татьяны Владимировой.
НТВ ответил фильмом "Крестный батька-2", в котором сравнил Лукашенко с Курманбеком Бакиевым, президентом Кыргызстана, свергнутым с молчаливого согласия России, которому Лукашенко предоставил убежище. Скрытый смысл понятен: Лукашенко может повторить его судьбу. Ни один из фильмов не транслировали в Белоруссии, но четверть белорусов нашли способы их посмотреть.
Россия отпугивает от Лукашенко верных людей - они могут предать президента
Кремль не делает секрета из того, что Лукашенко в конце концов исчерпал их терпение, отмечает The Economist. Годами Москва субсидировала его режим с помощью дешевого газа и необлагаемой пошлиной сырой нефти, которую Белоруссия перерабатывала и реэкспортировала; она поддерживал его, когда Лукашенко фальсифицировал результаты выборов и подавлял мирные протесты. Но, кажется, она мало получала взамен. Лукашенко не продал белорусские нефтеперерабатывающие заводы русским фирмам, он отказался признать независимость грузинских провинций, самопровозглашенных республик Южная Осетия и Абхазия, и предложил убежище Бакиеву.
Его упрямство в отношении Таможенного союза было последней каплей. Для России союз - основа ее "зоны привилегированных интересов", и она видит его как свою альтернативу Европейскому Союзу. Вместо того, чтобы помочь премьеру России Владимиру Путину в его исторической миссии повторного объединения частей, расколотых после краха Советского Союза (один из сторонников Путина сравнил эту миссию с воссоединением Германии), президент-бунтовщик стал препятствием.
Чтобы увеличить давление на него, Россия подняла цены на газ и урезала поставки нефти. Если окружение Лукашенко почувствует, что Москва бросила их шефа, они могут покинуть тонущий корабль. Россия также раскачивает белорусскую оппозицию. "В первый раз за 16 лет люди в Белоруссии смотрят на Россию с надеждой", - сказал лидер оппозиции Андрей Санников.
Эта надежда может быть преждевременной. Лукашенко часто обыгрывал более хитрыми маневрами своих российских спонсоров, боящихся потерять Белоруссию, уступив ее Западу. Целью атаки России на Лукашенко может быть желание пригрозить ему, а не свергнуть его. Ни один оппозиционный политик не будет рассматривать интеграцию с Россией как серьезную альтернативу ЕС.
То, что Лукашенко назвали диктатором-параноиком, может сделать отношения с ним сложными, но не невозможными. Как утверждает Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике": "В этой схватке нет такого понятия, как черта, за которой нет возврата, потому что обе стороны представлены не благородными рыцарями, а циничными торгашами".